Яндекс.Метрика

Сжиженные газы требуют особого внимания

ГУДОК Выпуск № 16 (25685) 03.02.2015

 

В статье «Мобильная установка снизит риски» («Гудок» от 29.01.2015 г.) затрагиваются важные вопросы обеспечения безопасности перевозок сжиженных углеводородных газов (СУГ) по железной дороге.

Действительно, железная дорога, принявшая от грузоотправителя газовые цистерны к перевозке по накладной СМГС, вступает тем самым в договор перевозки и несёт ответственность за его выполнение на всём пути следования груза, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций.

При аварии вагонов с СУГ возможны самые неблагоприятные сценарии: повреждение и разгерметизация цистерн, утечка продукта с образованием взрывоопасного газовоздушного облака, возникновение пожара, взрыв образовавшегося газовоздушного облака или цистерн в результате перегрева и т.д.

Причём часто при происшествии с опасным грузом железнодорожники остаются наедине с возникшими проблемами. Хотя действующие «Правила безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам» предусматривают, что «ликвидация утечки или перелив груза в порожнюю цистерну должны осуществляться только в присутствии специалиста».

К тому же при невозможности транспортировки аварийной цистерны в безопасное место очень важно иметь аттестованное оборудование для перекачки СУГ. Однако в настоящее время на железных дорогах нет мобильных установок и специалистов по переливу СУГ.

Нет их и в территориальных структурах МЧС, в аварийно-спасательных отрядах, а также на предприятиях нефтегазового комплекса. Поэтому при авариях вагоноцистерн, требующих удаления СУГ, начинаются интенсивный поиск и компоновка из подручных средств установок и конструкций для их перекачки.

К этой работе привлекаются различные органы власти, территориальные структуры МЧС, предприятия-грузовладельцы, газоналивные станции и другие организации. Решение вопроса, как правило, требует много времени, сопровождается нарушениями техники безопасности, а также большими материальными потерями груза и подвижного состава.

Считаю, что железнодорожникам необходима техническая поддержка со стороны специалистов нефтегазовой отрасли.

В частности, приведённые в статье мобильные модульные установки для перелива СУГ компании «ВИП Газ Тех» можно использовать при ликвидации аварийных ситуаций.

Для этого нужно один или несколько пожарных поездов РЖД укомплектовать такой техникой. Например, заказать подобную установку для пожарного поезда, размещённого на станции Перово Московской железной дороги. Это позволит применять её при необходимости на всём столичном узле.

Кроме того, мобильную установку для перекачки СУГ можно будет использовать и в коммерческих целях. Она пригодится для заправки в полевых условиях маневровых локомотивов, работающих на СУГ, для опорожнения и подготовки к ремонту вагонов в локомотивных ремонтных депо, для работы на железнодорожных газоналивных станциях. Тем более что надёжность и безопасность данной установки, являющейся по-настоящему инновационной, проверены на примере многолетней эксплуатации подобных стационарных газовых модулей на объектах железнодорожного транспорта и нефтегазового комплекса России и Казахстана.

Иван Вишнивецкий,
региональный координатор
по промышленной безопасности
Независимой энергетической компании,
с.н.с., к.т.н.

На заводе «Омский каучук» внедряют ресурсосберегающие технологии

http://rcc.ru/article/47379

 

На крупнейшем нефтехимическом предприятии ГК «Титан» – заводе «Омский каучук» – произвели пуск новой современной российской компрессорной установки по сливу-наливу углеводородного сырья. Мероприятие направлено на экологизацию производства и ресурсосбережение, отмечается в пресс-релизе.

Проектом предусмотрено создание двух таких установок. Пусконаладочные работы на второй установке продолжаются, и она будет введена в эксплуатацию до конца текущего года. Создание компрессорных систем (модулей) слива-налива сжиженных углеводородов осуществлено в рамках реализации программы мероприятий по сокращению потерь углеводородного сырья. С помощью данных модулей производительностью 180 куб. м/час технологические потери значительно снизятся, в том числе и за счет полного отбора остатков углеводородных газов после слива из железнодорожных цистерн.

Кроме того, модули осуществляют слив сырья без использования азота для передавливания сырья из емкостей. Обслуживание модулей осуществляется штатным персоналом. Ожидается, что проект окупится в ближайшие три года.

Поставщиком технологических модулей является отечественная компания ООО «ВИП Газ тех» – ведущий разработчик и производитель насосно-компрессорного оборудования для перемещения сжиженных углеводородных газов. Работы на установках начались в августе 2014 года. В перспективе на предприятии планируется установка еще двух технологических модулей.

Мобильная установка снизит риски

ГУДОК Выпуск № 13 (25682) 29.01.2015

 

Почти 80% сжиженных углеводородных газов (СУГ) доставляется клиентам по железной дороге, и объём таких перевозок постоянно увеличивается. Но одновременно возрастают и риски возникновения чрезвычайных ситуаций с этим опасным видом груза.

При этом пожарные поезда и территориальные подразделения МЧС оснащены насосами, способными перекачивать только нефть. А вот ни одной мобильной установки для перекачки сжиженных газов в их арсенале нет.

Такое положение дел можно объяснить сложностями, возникающими при создании подобного устройства. Конструкторам необходимо обеспечить соблюдение специальных условий перевозок опасных грузов второго класса наливом в вагонах. По сути цистерны для перевозки СУГ представляют собой сосуды высокого давления, содержащие криогенную жидкость.

К тому же сжиженные углеводороды относятся к взрывоопасным грузам. А в случае возникновения экстренных ситуаций необходимо обеспечить перекачку СУГ, находящегося в цистерне под давлением до 20 кгс/ кв. см как в жидком, так и в газообразном состоянии.

Согласно инструкции при утечке газа из-под верхнего защитного колпака цистерны её нужно выделить из состава поезда, отвезти в безопасное место и вызвать бригаду специалистов для устранения дефекта. При невозможности ликвидации утечки требуется перекачать СУГ из аварийного вагона в резервный подвижной состав. Подобные действия должны быть предприняты и при повреждении котлов цистерн, запорной и предохранительной арматуры и в других чрезвычайных ситуациях. Но сделать это в полевых условиях без специального оборудования невозможно.

Поэтому, когда возникает необходимость освободить аварийный вагон от СУГ, вместо перекачки газ чаще всего сжигают, используя передвижную факельную установку. Её устанавливают на безопасном расстоянии от цистерны, через гибкий шланг подают газ и поджигают его с помощью ракетницы. При этом фактически теряется до 30–35 тонн продукта.

Решить задачу смогли специалисты компании «ВИП Газ Тех», разработавшие технологию слива-налива и дегазации цистерн с помощью унифицированных газовых модулей в блочно-контейнерном исполнении. Как сообщил её генеральный директор Валерий Титов, внедрение новшества на ряде объектов нашей страны и в странах ближнего зарубежья позволило в несколько раз снизить затраты владельцев цистерн на оплату слива и дегазации вагонов предприятиям железнодорожного транспорта. Например, такая стационарная установка успешно работает на станции Стенькино-2 Московской дороги.

Кроме того, сотрудники компании создали автономную мобильную установку для перекачки СУГ из аварийных цистерн. В её состав входит газовый компрессор, размещённый во взрывозащищённом блок-контейнере кузова автомобиля «КАМАЗ». Помимо этого, новшество укомплектовано передвижной дизельной электростанцией мощностью 30 кВт, установленной на двухосном прицепе, взрывозащищённым щитом автоматики, мобильной факельной установкой и другим оборудованием.

Слив жидкой фазы СУГ из аварийной цистерны в порожний подвижной состав проводится методом выдавливания, а паровая фаза удаляется путём откачки. Важно, что при проведении слива и налива удаётся полностью сохранить продукцию для дальнейшего использования. Благодаря высокой проходимости и маневренности установка может подъехать непосредственно к месту аварии на железнодорожном полотне в любое время года. Запасы топлива обеспечивают преодоление маршрута длиной до 1,2 тыс. км и последующую непрерывную перекачку СУГ в течение восьми часов.

По словам Валерия Титова, новшество полностью соответствует всем требованиям промышленной и пожарной безопасности, а также техники безопасности и охраны труда при проведении аварийно-спасательных работ на железной дороге при локализации и ликвидации аварийных ситуаций с цистернами, перевозящими такие сжиженные газы, как пропан, бутан и их смеси.

Андрей Стрельцов

Опросный лист для заказчиков

Наши партнеры

Сибуртранс

 

газпромтранс

 

lukoil

 

sfat ryazan

 

група компаний титан

 

Омский каучук

 

Вагонпарк

 

texol

 

Отзывы о нашей работе

 

О нас пишут

 

Обратная связь

Обратная связь

Спасибо, Ваше сообщение отправлено